Топ-5 классических произведений на тему зимы
Петр Ильич Чайковский
Декабрь. Святки. «Времена года»
Знаменитый музыкальный цикл «Времена года» Петр Ильич Чайковский написал по просьбе журнала «Нувеллист», с которым композитор успешно сотрудничал с 1873 года. Сведений о процессе написания цикла практически нет, известно лишь, что в это время Петр Ильич пребывал в столице. Когда пьесы были опубликованы, к ним добавил и поэтические эпиграфы, чтобы полнее раскрыть замысел композитора.
Заключительную пьесу в цикле Чайковский назвал «Вальс». Эпизоды этого танца здесь действительно встречаются и чередуются с основной мелодией. Завершает пьесу торжественный праздник под звуки безмятежного вальса, когда все семейство вместе с гостями, собирается вокруг шикарной Рождественской ели.
Георгий Васильевич Свиридов
Вальс (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»)
Знаменитый советский артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть Александра Сергеевича Пушкина. Георгий Свиридов с энтузиазмом взялся за работу, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Написанная в 1964 году, она очень полюбилась зрителям.
Эту невероятно красивую музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении, а спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры, именно поэтому в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму под названием «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».
Клод Дебюсси
Снег танцует. Сюита «Детский уголок»
Французский композитор Клод Дебюсси вошел в историю мировой культуры как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. В 1908 году он написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием «Детский уголок». Это произведение он посвятил своей горячо любимой дочери Эмме. В «Детском уголке» К. Дебюсси обратился к форме сюиты, возрожденной композиторами-романтиками. Фортепианная сюита Дебюсси «Детский уголок» – произведение, в котором воплощен наивный и мудрый, сказочный и забавный мир детства. В музыке чувствуется связь с творчеством русских композиторов: Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Петра Чайковского (Известно, что Дебюсси проходил пьесы из его «Детского альбома», занимаясь с детьми русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк).
Ференц Лист
Трансцендентный этюд №12. «Метель»
Из несложных технических упражнений гениальный венгерский композитор и пианист-виртуоз создал довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми техническимии приемами. Произведения эти были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Знаменитому композитору удалось создать жанр концертного высокохудожественного этюда с глубокими философскими смыслами. Этюд №12 («Метель») звучит в кинофильме «Майерлинг» 2010 года.
Александр Глазунов
Балет «Времена года. «Зима»
«Времена года» были написаны композитором в 1900 году по заказу директора Императорских театров для постановки в Эрмитажном театре Петербурга. Задуманный как аллегория Природы с ее вечным круговоротом юности, взросления и старения, при жизни композитора балет не нашел адекватного сценического воплощения, но музыка его быстро завоевала популярность (недаром сам Глазунов называл его одним из своих любимых сочинений). Зима, как царица, как на троне восседает на холме. Вокруг нее Иней, Лед, Снег и Град. Зима украшает Снегом землю, на ней выписывает свои узоры Иней. Разными гранями сверкает Лед, рассыпается со стуком Град. Из леса появляются два седовласых гнома. Они высекают из камня огонь и поджигают хворост. Вспыхнуло яркое пламя и заставило Зиму уйти. Заснеженный холм покрывают первые цветы.